Радио "Стори FM"
 Шарль Азнавур: Великое смирение

Шарль Азнавур: Великое смирение

Автор: Диляра Тасбулатова

22 мая 2024 года – день столетия Шарля Азнавура, который будет праздноваться во всем мире, не только в Армении или Франции.

Азнавур поистине мировое имя – человека, одолевшего границы, причем не только между Францией и Арменией, но между всеми странами и континентами: феноменально знаменит, о нем знает почти каждый, живущий на земле.

Между тем, многие шансонье, тот же Морис Шевалье, да и другие, а их множество, уже подзабыты: у нового поколения другие приоритеты, но как ни удивительно, даже нынешние подростки слышали о нем.

Вообще-то Азнавур не просто певец – или актер, фильмография которого насчитывает более 70-ти фильмов, или композитор. Он – редчайшее явление ХХ столетия, поразительный, не укладывающийся ни в какие разумные рамки феномен. О нем даже говорить сложно, настолько широк его диапазон, масштаб его личности. Помимо творческих дарований и утонченной, интонационно неповторимой музыкальности, он в своем роде еще и политик, правозащитник и патриот Армении, не забывший, как иные, о своих корнях. Национальный герой двух стран, Франции и Армении.

Помимо всего прочего, его всю жизнь отличало редкое качество – бешеная энергетика, позволившая ему продержаться на эстраде буквально до самой смерти, до своего физического конца. Именно он и никто другой сумел протянуть нить великого искусства французского шансона вплоть до наших неспокойных времен, связать эпохи, одухотворить жанр «незамысловатой песенки». Как, собственно, делали это и другие выдающиеся шансонье вроде Жака Бреля или Ива Монтана, но и они, и другие, – будучи, возможно, не хуже Азнавура, – не обрели такой тотальной славы. Почему-то именно он считается феноменом, причем вполне заслуженно.

Стихийно талантливый уже в детстве, артистичный, пластичный, акробатически легкий мальчик-перышко, при этом обладающий безупречным музыкальным вкусом (еще раз послушайте его неповторимое интонирование), он, между тем, пробился далеко не сразу. Его хрипловатый голос считался слишком «домашним», небольшим, «бардовским», как мы бы сейчас сказали. То есть всем казалось, что его данные – для внутреннего употребления вроде посиделок с друзьями, водкой (хорошо, вином, коль скоро речь о Франции) и гитарой. Как сказал бы сноб и поклонник оперы – не Паваротти.

Однако сам Паваротти так не считал – и не постеснялся стоять рядом с Азнавуром с его «домашним» вокалом на одной сцене, запевая дуэтом. Не стеснялся, впрочем, не только он: лучшие голоса мира, включая самого Пласидо Доминго, Фрэнка Синатру, Селин Дион, Мирей Матье и пр. почли за честь петь с Азнавуром перед громадным скоплением людей, иногда и на стадионах. Где восторженный рев тысяч людей порой заглушал пение этих великих исполнителей.

Его высоко ценили и как композитора: Рэй Чарльз, Боб Дилан, Хулио Иглесиас и Лайза Миннелли… Недаром он продал около 200 млн (!) дисков (обратите внимание на эти запредельные цифры). И это в эпоху, когда не было никакого Интернета, а ТВ работало только на узкую национальную аудиторию. Сейчас и условную Бузову раскрутить можно, простите за сарказм: но ладно она, там и говорить-то не о чем, но ведь Азнавур родился более чем на 30 лет раньше самой Мадонны. В отличие от нее, в своем роде тоже гения мега-постановок, Азнавур стоял на сцене в полном одиночестве, без поддержки свето-шумовых эффектов, изощренной машинерии театрального буйства, дорогостоящих декораций, вышколенных танцоров и прочей мощной оснастки, сопровождающей выступления современных поп-идолов.

Он никогда никого не эпатировал, не разбивал гитару, не плевался и не кусался, не оскорблял публику (что тоже является культурой – эпатажа), при этом заставляя зал дышать в унисон с ним. Зная себе цену, он, тем не менее, никогда не возвышался над публикой, взаимодействуя с ней, как с собеседником, дорогим другом, которому можно довериться.

Но дело даже не в этом: рискуя впасть в пошлость, скажу, что во всяком великом искусстве всегда есть элемент тайны. Сколько бы мы ни восхваляли Азнавура, и так, и эдак, припоминая известные нам превосходные эпитеты, до конца понять секрет его магии не дано никому.

Может, и ему самому: приспособления (а во всяком мастерстве техника не последнее дело), которыми владеет великий певец или актер, их паузы, их умение владеть залом и пр. – еще и вопрос божественной интуиции.

В Азнавуре же, помимо всего прочего, был дар (как бы это так сказать, чтобы не показаться излишне патетичной) …жертвенности. Жертвоприношения, когда ты полностью отдаешь себя публике.

Как сказал о нем один журналист: он принимал аплодисменты как клоун – пощечины. Великое смирение великого человека.   

фото: SIPA/FOTODOM

Похожие публикации

  • Под присмотром саламандры
    Под присмотром саламандры

    В расстановке мебели, в привязанности к вещам так или иначе проявляется характер, индивидуальность, а иногда и судьба человека. Следуя этой логике, писатель Максим Горький был очень верным человеком. Потому что всю жизнь хранил верность одним и тем же вещам. Каким же?

  • Ученый и пришельцы
    Ученый и пришельцы
    Уже полвека Эрих фон Дэникен ждёт пришельцев. Он убеждает всех, что они на Земле уже были. Что именно благодаря им мы стали теми, кто мы есть. При этом он вовсе не считает себя писателем-фантастом. Он учёный!
  • Король-солнце
    Король-солнце
    Туркмены изобрели колесо, а величайший из них – Туркменбаши – повернул колесо истории вспять, построив в ХХI веке развитое феодальное государство
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg