Автор: Диляра Тасбулатова
21 мая Любови Полищук, погибшей довольно рано в результате череды трагических случайностей, могло бы исполниться 75.
Всего-то: не только голливудские долгожители, но и наши звезды живут существенно дольше – я не говорю о столетних, это тоже редкость, но умереть в 57… Для иных звезд – ну, скажем, уровня Юппер, – этот возраст, за 50, считается расцветом, пиком карьеры.
Вообще судьба Полищук настолько оригинальна и самобытна, что просто диву даешься. Будучи актрисой эпизода, ни разу в жизни не получившей по-настоящему серьезной заметной роли, которая могла бы положить начало ее блестящей карьере, она запомнилась буквально всем. Как говорится, всему советскому народу. И в этом смысле она, конечно, артистка поистине народная: Любу, как ее ласково называют, помнят до сих пор, хотя со дня ее смерти прошло почти 20 лет.
И дело даже не том, что она отменно хороша, хотя и в этом тоже: но ведь многих красавиц-однодневок давно забыли. У Полищук, видимо, было особое обаяние. Причем клоунское, сатирическое – и это при такой яркой, поистине звездной, голливудской внешности: настоящая дива, красавица из красавиц, еще и под метр восемьдесят, хотя ее «баскетбольный» рост в свое время считался серьезным недостатком. В балет ее не взяли именно из-за роста – поднять такую высокую балерину не в силах никакой партнер. В детстве «страшненькая» (ну если верить ее словам, на фото – ребенок как ребенок), косящая и кривоногая, годам к шестнадцати она уже была похожа на диву.
Недаром молодую Полищук сравнивали с Софи Лорен: «наша», правда, была значительно выше, вроде божественной Умы Турман. Не девушка, а статуя Свободы, что всегда очень эффектно. Модельные параметры, да и внешность «международная»: то ли средиземноморской богини, то ли гоголевской Панночки, то ли греческой статуи. В старом телеспектакле об Эзопе – довольно среднего качества (спасали актеры) и малоизвестного режиссера, – она поражает какой-то невозможной красотой и статью, лебединой шеей и чуждой нам антропологией. При абсолютных чертах Лиз Тейлор, претендовавшей в свое время на звание самой красивой актрисы мира, ростом она все же не отличалась, хотя и соответствовала тогдашним стандартам женственности.
"Вавилон ХХ"
Софи Лорен, с которой сравнивали, как уже говорилось, Полищук, повезло с мужем-продюсером: играла она поначалу далеко не гениально, в ее карьере главными были облик и фигура, стать финикийской богини (Феллини хотел ее снимать именно в такой ипостаси, архаичной, «доисторической» красавицы).
Полищук начинала в мюзик-холле, читая со сцены рассказы, в том числе и Жванецкого (говорят, блестяще), среди других номеров, сборной солянки начинающего устаревать жанра «сатиры и юмора» на эстраде. Родился ребенок, с первым мужем она развелась, перешла в Москонцерт, чуть ли не голодала, снимала углы, работы было мало, в кино не приглашали…
Поговаривают (неизвестно, насколько это правда), что Полищук наотрез отказала какому-то всесильному начальнику, и он запрещал ее снимать, хотя, возможно, это легенда.
"Приключения принца Флоризеля"
Наверно, просто невезение: сколько таких, актеров-эпизодников, включая саму Раневскую. Ведь и Смоктуновский мог не состояться, если бы его не взяли в Малый театр по настоянию некой престарелой примы; не порекомендуй Ролан Быков своему приятелю Панфилову новую гениальную актрису, Инну Чурикову (хотя она снималась и до него, но в полную мощь своего дарования блеснула именно в панфиловских картинах), не было бы и феномена Чуриковой…
Полищук, конечно, помнят: и в удачном сериале «Моя прекрасная няня», и в том самом танго, где ее уронил об пол Андрей Миронов, и в роли проститутки в знаменитой «Интердевочке», и много где еще: но это и роли второстепенные, и фильмы (исключая, может, прославленную «Интердевочку», тогдашний хит) так себе.
А ведь она многое умела – «вопиющая» красота не мешала ей комиковать, не стесняясь быть нелепой, смешной, неловкой, глупой, негероической…
Странный феномен – Любовь Полищук. Все ее помнят, все знают и в то же время все …сетуют: ее карьера не сложилась, ее ранняя смерть многих ранила, ибо ее любили. Сын Алексей, тоже актер, пишет, что уходила она на редкость мужественно, преодолевая страшные боли…Точно так же мужественно она и жила – и в последние годы, уже с травмой позвоночника, и в молодости, пытаясь пробить стену непонимания, доказать, что способна на многое. Такая вот судьба.
фото: FOTODOM; kinopoisk.ru