Автор: Диляра Тасбулатова
23 февраля Олегу Янковскому, ушедшему 15 лет назад, исполнилось бы 80.
Значимый юбилей – был бы он жив, что возможно (и дольше живут в добром здравии и даже работают) – праздновала бы вся страна, Янковский есть Янковский.
…Самый, наверно, красивый, эффектный российский актер: именно что красивый, а не смазливый или «хорошенький», к тому же аристократически утонченный, особенно в исторических костюмах, камзолах и фраках. Впрочем, в ролях пролетариев красоты его не видать, настолько он перевоплощается, причем без видимых ухищрений вроде особого грима, прически или нарочито грубых манер. Амплуа у него, таким образом, не было: сыграет что хочешь, хоть солдатика, хоть графа, хоть облеченного властью чиновника (Каренина, например), а то и подозрительного типчика, гопника, как сейчас говорят, – в «Чужих письмах».
Да что там – Янковский даже Ленина умудрился «воплотить» (вот это уже становится интересно, жаль, увидеть нельзя, это в театре было, еще в советские времена) и в то же время митрополита Филиппа в лунгинском «Царе». Широчайший диапазон, одним словом: причем образ он создавал при помощи неуловимо тонкой техники, виртуозной и незаметной простым глазом, не кривляясь и шутовски не «изображая» своих персонажей.
…Известно, что с мужской красотой на наших просторах дело обстоит так себе, будто здесь ее приватизировали исключительно женщины: так что у Янковского, помимо его несомненного таланта, гибкости, техники и пр., было свое преимущество. Герой «Полетов во мне и наяву» не мог быть непривлекательным, иначе режиссерская концепция полетела бы ко всем чертям: как говорят в Голливуде, звезду должны хотеть, а не только восхищаться ею и «уважать».
Но дело, как уже было сказано, не во внешности: будучи умным человеком, Янковский ее, так сказать, преодолел, не побоявшись в иных ролях быть неприятным и даже антипатичным. Сейчас, когда после его смерти прошло уже полтора десятилетия, можно сказать, что сюжет его жизни приобрел свое полное и уже, наверно, окончательное завершение (хотя посмотрим, не устареют ли его фильмы лет через 10): по крайней мере пока что не устарели. Даже театрализованное «Обыкновенное чудо» с его условностью, где он играл, как вы помните, Волшебника, до сих пор трогает, как говорится, «сердца», а иронические реплики Янковского не кажутся фальшивыми или резонерски-фатовскими.
Фатом, что и говорить, он никогда не был, как и Актером Актерычем, как называют тех представителей этой профессии, кто постоянно на взводе и нещадно кривляется и в обыденной жизни. Олег Иванович был, скорее, сумрачным, держался холодновато – и когда вошел в возраст, вы бы, не зная, что это актер, ни за что не догадались бы о его профессии. Мог даже за профессора сойти или геолога, педагога и пр.
Пробивался он, как, впрочем, почти все актеры, трудно, пока фортуна не повернулась к нему лицом: то, что он не упустил свой шанс и работал как проклятый, уже его заслуга.
Янковский – один из мифов советского, да и постсоветского кино, настоящая звезда со всеми признаками «сияния»: красотой, талантом, чувством собственного достоинства и особой мужской повадкой.
фото: Архив фотобанка/FOTODOM ; АО «Коммерсантъ/FOTODOM