Радио "Стори FM"
Полина Бондарева: Курс на искусство

Полина Бондарева: Курс на искусство

Сегодня изучаем культуру Венеции эпохи Ренессанса, завтра вместе с «однокурсниками» отправляемся в музей смотреть акварели передвижников, а в следующий раз идем на экскурсию по старой Москве с именитым искусствоведом… Одним из «модных» способов времяпрепровождения сегодня стали лекции по искусству. И это та «мода» на досуг, которая не может не радовать.

Беседовала: Юлия Васильева

О том, как сделать академическое искусствоведение модным, о конкуренции «живого лектора» с искусственным интеллектом, о коллаборациях искусства и большого бизнеса, о секрете аншлагов на лекциях директора ГМИИ Елизаветы Лихачевой и о том, как знание истории искусств влияет на успех в карьере и бизнесе мы беседуем с основателем культурно-образовательного проекта «Школа Masters» Полиной Бондаревой.

 

Полина, чем был вызван интерес к образовательным проектам, тем более в такой сложной сфере – культуры и искусства?

- Любое дело рождается из личных интересов основателя и команды, которая реализует тот или иной бизнес или проект. Школа стала продолжением моего интереса именно к академической системе образования. Когда я получала свое третье высшее - искусствоведческое - образование в Академии художеств, а это было около десяти лет назад, ни в Петербурге, ни в Москве не было институций, которые позволяли бы изучать историю искусств с ведущими преподавателями, но в частном порядке, когда слушатели самостоятельно выстраивали бы свои программы. С другой стороны, как раз-таки тогда, обучаясь в Академии, сдавая множество экзаменов, я, наверное, осознала, как много вокруг заинтересованных людей из творческой среды – архитекторы, дизайнеры, кураторы, которым зачастую не хватает структурных знаний от университетских преподавателей, но все же с возможностью самим выстраивать систему образования, как это делается в европейских университетах. Проект Masters возник не просто так: в переводе с английского это «магистратура» - система, когда вы сами выбираете себе предметы. Кто-то захочет сделать акцент на изучении истории кино, кто-то – современного или античного искусства, а может быть, ювелирного дела, истории костюма, таким образом, получать навыки и компетенции исходя из персональных потребностей на текущий момент.

Наш проект родом из Санкт-Петербурга, и в этом году нам десять лет. Первые два года наращивали силу, набирали обороты, начав с пяти-шести курсов, лекторами на которые нам удалось пригласить специалистов из СпбГУ, Эрмитажа, Русского музея, ведущих частных фондов. Именно высокоэкспертный преподавательский состав и по сей день является нашим основным преимуществом в работе с аудиторией. Далее мы расширяли программы, получали образовательные лицензии, создали две годовые программы – «История искусств» (теоретический курс) и «Арт-менеджмент» (более практикоориентированный курс с ведущими игроками арт-рынка и с тьюторами в команде). Как человек, который в свое время учился в Сколково, где действует тьюторская система, я переняла это. Считаю очень важным, когда вы не просто видите контекст искусства 20-го века, но и изучаете, как развивались кураторские практики, изучаете фестивальный менеджмент, смотрите, как функционируют искусство, музыка, театр, медиа на стыке друг с другом.

1.jpg

Что влечет современного прагматичного москвича или чуть менее прагматичного петербуржца после работы или в единственный выходной слушать лекцию о истории искусства в Венеции или о готике и Гойе в испанской живописи?

- Мы понимаем, что современный человек развивается, когда он разбирается не только в искусстве, но, тем не менее, именно сюжеты классического искусства сегодня используют современные художники как основу идей своих произведений, а дальше вы направляете свой фокус интересов в историю музыки, кино, театра, и в какой-то момент возникает тот самый эффект, когда вы начинаете понимать, как, скажем, открытия в науке повлияли на искусство, на музыку, а вокруг всего этого развивались философские течения, литература и так далее.

2023 год стал абсолютным всплеском новых проектов, новых коллабораций искусства и бизнеса, это очень продуктивная тема – коллаборируются и модные бренды, и девелоперы, реконструируя индустриальные объекты, и IT-корпорации. Очень ценно, что большие команды и бизнесы в России, от «Газпрома» до «Сибура», «Яндекса» и прочих черпают новые смыслы в искусстве. Данному тренду предстоит развиваться, и в этих условиях актуальность наших программ для людей, которые, казалось бы, не заняты в сфере искусства, значительно возрастает.

Задачей Masters является и получение базовых знаний, но также и возможность анализировать актуальные события. И мы закрываем подобные потребности человека – предлагая не просто постигать искусствоведение для личного развития, но и получать практические навыки для развития своих бизнесов и, безусловно, креативное мышление, которое формирует современного человека, что, безусловно, делает жизнь наших слушателей ярче и интереснее.

Сегодня мы абсолютные монополисты в сфере подобных просветительско- образовательных программ в области искусства в Санкт-Петербурге. Мы работаем и с большинством фестивалей, от «Дягилев. Postscriptum» до «Context. Diana Vishneva», от «Территории» до Международного фестиваля балета «DanceOpen», создаем с ними образовательные программы. Мы работали и с БДТ, и с Мариинкой, и с Электротеатром Станиславского.

Начав с курсов, мы предложили аудитории годовые программы, поездки с нашими преподавателями – то, чего нам, к сожалению, не дают современные вузы, это возможность путешествовать с лекторами. Открыли детскую школу, где занимаются дети от шести лет, создали специальные программы для подростков. Все это и про создание сообщества в том числе, потому что люди, которые попали к нам десять лет назад на какой-то из курсов или на годовые программы, потом начинают путешествовать с нами, приводят к нам своих детей, родителей, - так и рождается институция.

DSC09854.jpg

Спустя несколько лет Masters, исконно петербургский проект, прорубил окно в Москву. Как встретила столица культурный, истинно питерский проект?

- Изначально мы работали на площадке ARTPLAY и просуществовали там достаточно успешно, даже пандемия не помешала нам, а, напротив, позволила нарастить аудиторию. Мы стали задумываться о собственном пространстве, а на тот момент мы открыли уже три книжных магазина, - и нам хотелось создать многофункциональную креативную среду, где люди могут не только послушать лекции, но и приобрести книги, где проходят дискуссии, презентации книг. Мы основали свое издательство – проект, который логическим образом вытекает из нашей работы, в чью издательскую программу интегрировано много текстов наших преподавателей. И, конечно, мы публикуем тексты мировых культурологов, посвященные истории классического и современного искусства, при этом очень важной миссией видим дать трибуну своим преподавателям. Одной из главных задач при этом мы видим развитие онлайн-программ.

Но многие люди приходят в Masters – уютное, несмотря на свою высокотехнологичность, пространство на Патриарших прудах, движимые желанием послушать именно «живые» лекции, ощутить прямой контакт с лектором, принять участие в дискуссии, совместной рефлексии!

- Атмосфера для нас является одним из главных факторов. Я не люблю слово «нетворкинг», - применительно к нашим слушателям это скорее сообщество увлеченных искусством людей, способных оценить уровень экспертизы и повествования наших лекторов. Это не светские мероприятия, где рассказ о Чехове сопровождается фуршетом, - это глубокие образовательные программы.

Наша задача – это образование. За основу наших проектов берутся именно академические программы, но при этом мы придерживаемся своего формата. В Москве мы долго работали над привлечением нового пула преподавателей, которые сочетали бы в себе академический подход и блестящую риторику. Конечно, среди них есть и звездные имена, и практики, – искусствоведы Армен Апресян, Кирилл Светляков, Кирилл Алексеев, но мы привлекли и многих преподавателей, которые ранее не читали в подобных лекториях – из «Высшей Школы экономики, МГУ, МГИМО.

Нам принципиально обращение как к лекторам-академистам, так и к практикам, например, у нас читает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Елизавета Лихачева, арт-директор фонда и галереи «Ruarts» Катрин Борисов. Кстати, роль фондов в искусстве сейчас неоценима, какой большой вклад они вносят в создание коллекций, в развитие нашей музейной среды, в генерацию новых выставочных проектов, давая возможным показать то, что давно находилось в запасниках или частных коллекциях! Эта работа крайне важна для развития общего арт-пространства в России.

4.jpg

Вам удалось академическое искусствоведение сделать популярным, и это определенно завоевание.

- Знаете, наверное, нашей задачей и не является сделать науку популярной. Среди наших лекторов лидеры креативных индустрий, которые ведут за собой, создают новые концепции, задают тренды. Выстраивая программы, мы всегда учитываем важные событийные моменты – открытие знаковых выставок, ротацию руководителей культурных институций, реагируем на происходящее в отрасли. Все это сейчас интересно не только тем, кто интересуется искусством, но и тем, кто просто желает личностно развиваться. Наша программа по арт-менеджменту сродни MBA, слушатели изучают создание бизнес-стратегий, маркетинг, PR, командообразование, формирование личного бренда. Ежегодно эта программа дополняется новыми блоками. Главное – получить новый инструментарий и уметь применить его на практике.

Мы говорим о институте живого лектория, о развитии культурных институций, при этом «по другую сторону» мы имеем нейросети и антропоморфизацию искусственного интеллекта, «цифровой след» и даже «цифровую пещеру», - и та грань, когда ИИ просто присутствует в нашей жизни и когда управляет ею, очень тонка. Насколько это угроза живым образовательным коммуникациям?

- Понятно, что сейчас технологии развиваются не по дням, а по часам, и видя людей, которые приходят сюда, понимаешь, насколько важны человеческое общение, возможность лично посещать семинары с нашими лекторами, кураторами, преподавателями. Я уверена, что именно жажда личного общения останется всегда, другой вопрос, что выстраивая даже свою образовательную повестку, важно рассказывать, как правильно работать с трендами, как их актуализировать под свои задачи, успешно интегрировать в свои проекты. Лично я как человек, который много пишет, дает интервью, ведет колонки в разных изданиях, конечно, тоже иногда могу обратиться к искусственному интеллекту для фактологического анализа или для создания макета при разработке определенных идей, и это на самом деле очень помогает. Но всегда останутся профессии, которые незаменимы. Тот же чат GPT, к сожалению, не даст ответ на вопрос о, скажем, пяти самых дорогих работах, проданных с аукционов в последние пару лет. Понятно, что сервисы будут развиваться, но мне кажется, что искусственный интеллект - вспомогательный инструмент, который всем в помощь, но ни в коем случае не заместит человека, профессионала. Главная задача ИИ – это все же анализ больших баз данных, то, что не сделает ни один человек за короткий срок. И огромное преимущество – то, что мы можем внедрять это и в новые образовательные форматы в том числе, сбор информации, анкетирование студентов, в наших онлайн-программах мы тоже активно применяем алгоритмы, позволяющие проводить анализ для внутреннего пользования. Это возможность тьюторской оценки, проверки анкет, работ – сегодня большинство школ переходят на формат работы с компьютером, что значительно упростит труд педагогов. С другой стороны, это требует и специалистов нового времени, и это еще один вызов.

Что вас вдохновляет в искусстве на сегодняшний день?

- В новогодние каникулы я выделила время на то, чтобы проанализировать, куда я хочу двигаться, что меня «драйвит» как лидера, потому что за мной большая команда, более ста человек, и я должна четко понимать куда нам идти. Я по сути своей абсолютный стратег и менеджер от искусства, и я понимаю, что работа с молодыми художниками, новыми именами в искусстве, новыми смыслами для меня сейчас очень важна, и как раз это возможно в полной мере реализовать в наших выставочных проектах, которые мы реализуем в связи с тем, что я стала руководителем культурного центра «Левашовский хлебозавод» в Санкт-Петербурге. «Context. Diana Vishneva» создает для нас архитектурную постановку как арт-объект, в рамках фортепианного фестиваля «Pianissimo» мы сделали направление «PianissimoArt», выставка Родченко из Центра «Зотов» отправляется к нам на Левашовский хлебозавод. А дальше Пушкинский музей и выставка диджитал арта. И, конечно, эти проекты, дающие свободу выражения мыслей, дарят большое вдохновение. Моя задача как руководителя, куратора этого пространства все время задавать темп, новый дискурс. Потому что, к сожалению, в Петербурге новых частных инициатив очень мало, в этом смысле мне очень помогает мой опыт работы в Москве.

3.jpg

В чем секрет неповторимой атмосферы Masters?

- Возможно, это петербургское настроение? (улыбается – Авт.). Но скорее секрет в том, что это пространство, где нестрашно что-то не знать, где вы чувствуете, что находите единомышленников и что становитесь частью целого, это и объединяет людей в сообщество, - и это то, что мы транслируем через все что делаем, – от создания книг до наших лекций.

Фото предоставлены пресс-службой Masters

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg