Радио "Стори FM"
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим»

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим»

Автор: Галина Светличная

Поездка в Новый Иерусалим – уже сама по себе удовольствие, а посещение одноименного музея, где проходит выставка Ильи Репина и его учеников – настоящий праздник души. Она открылась в последний месяц зимы и продлится до конца июля, подводя нас к знаменательной дате – 180-летию со дня рождения великого русского живописца. Собственно, к этой годовщине она и приурочена.

Темой выставки стала педагогическая деятельность Ильи Репина.

В 1894 году Илья Репин становится руководителем мастерской в Императорской Академии художеств, которая только что была кардинально реформирована. Годом ранее император Александр III подписал новый устав Академии, согласно которому длительность обучения сократилась с 15 лет до 6, из которых первые 2 года учащиеся должны работать в общих натурных классах, а 4 года – в персональных мастерских. Иными словами, теперь студент должен был выбрать близкого себе по духу мастера. Соответственно к руководству мастерскими были приглашены прославленные художники, сегодня мы сказали бы – звезды первой величины: Илья Репин, Владимир Маковский, Иван Шишкин, Архип Куинджи… Нужно сказать, что от желающих поступить в ученики к Репину не было отбоя. Илья Репин оказался не столько учителем, сколько наставником для своих подопечных: он учил их наблюдать, трудиться и раскрывать их собственные таланты, а не следовать чьим-то методам (в том числе и своим). Одним из его любимых педагогических приемов был совместный труд. Момент такого совместного творчества изображен на картине мастера «На Академической даче», 1989. Вот как вспоминает об этом один из учеников Аникита Хотулев: «…Илья Ефимович приехал на нашу академическую дачу под Вышним Волочком, где мы, его ученики, работали летом. Обрадованные, мы стали упрашивать учителя остаться ночевать. Он согласился, но при условии, что все мы будем работать. Собрали группу и засели за работу, а Илья Ефимович стал нас писать и сделал известный этюд, находящийся теперь в Русском музее». Педагогическая деятельность Репина дала блестящий результат: из его мастерской вышли такие разные блестящие художники как Серов, Сомов, Бродский, Фешин, Билибин, Браз, Остроумова-Лебедева, Грабарь, Кустодиев, Малявин и другие.

1.jpg
Илья Репин. На Академической даче. 1898  © Государственный Русский музей

Экспозиция рассказывает о творчестве Ильи Репина и его учеников через тематические эпизоды, подкрепленные воспоминаниями участников событий. Так эпизод «Тело как тело» посвящен работе с натурщиками, принципам изображения человеческого тела («Берегите основной тон, берегите! – убеждал Репин). В этом разделе экспозиции представлены работы с одинаковым названием «Натурщица» авторства Николая Фешина, Бориса Кустодиева (ковер, на фоне которого сидит модель, лежит рядом с картиной, создавая эффект присутствия в мастерской), Валентина Серова. А в эпизоде, посвященном технике написания портрета, можно увидеть «Автопортреты» Ильи Репина, Павла Шмарова, Анны Остроумовой-Лебедевой».

2.jpg
Борис Кустодиев. Натурщица. Начало XX в.  © Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Репин любил своих учеников, хлопотал о них перед руководством Академии, находил им заказы. Случались и раздоры, творческие и даже идейные расхождения, как, например, с Валентином Серовым, который с юного возраста работал в мастерской Репина, но не смог смириться с расстрелом мирной демонстрации 9 января 1905 года, которую он увидел из окон Академии. Серов подал заявление о выходе из членов Академии и ждал решительных поступков и со стороны своего учителя. Текст письма Серова к Репину тоже представлен на экспозиции. На выставке наглядно показано, насколько тесно творчество связано с жизнью и как «учитель продолжается в своем ученике».

Для создания выставки были привезены работы из двадцати музеев России и четырех частных коллекций, предоставив гостям уникальную возможность погрузиться в мир творчества мастерской Ильи Репина.

3.jpg
Илья Репин. Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году. 1914  © Самарский областной художественный музей
4.jpg
Илья Репин (1844–1930). Пейзаж с лодкой. 1875  ©Государственная Третьяковская галерея
5.jpeg
Павел Шмаров. Крестьянки в роще. 1949  © Музей русского импрессионизма
6.jpg
Филипп Малявин. Бабы (вариант картины «Смех» 1899 года). 1920–1930-е  © Собрание Владимира Чеканова
7.jpg
Исаак Бродский. Портрет К.И. Чуковского. 1915  © Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
8.jpeg
Борис Кустодиев. Утро. 1904  © Государственный Русский музей

9.jpeg
Валентин Серов.  Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889  © Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Фото предоставлены пресс-службой музея


naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg